Отзываться на кличку Кличку щенок запоминает очень быстро, особенно если она короткая и звучная.К примеру, вашего щенка вы решили назвать Уитни. Утром, как только щенок проснулся и завозился на своей подстилке, ласково назовите его по имени " Уитни, Уитни ". Как только щенок обратит внимание на ваш голос и кличку, приласкайте его и снова назовите по имени. И так, в течение первого дня, при каждом удобном случае обращайте на себя его внимание кличкой Уитни и обязательно ласкайте его, поглаживая по спинке и произнося имя Уитни. Лучше всего это проделывать, когда щенок только что проснулся или занялся каким-нибудь делом (прогулкой или игрой - ведь для него это и есть дело), и на это время забыл о вашем существовании. Напоминая о себе и одновременно с этим произнося кличку, вы будете все это подкреплять лаской, а время от времени и лакомством - кусочком вареного мяса, сыра и т.д. Если щенку настало время обедать, после оклика "Уитни!" поставьте ему миску с кормом на отведенное для еды место. Через день - два щенок отлично усвоит свою кличку, особенно, если она будет произносится с одинаковой интонацией и без дополнительных слов, затрудняющих запоминание. Приучение к месту Место собаки - ее собственная территория, где она может спокойно отдыхать и спать. Лучше всего для устройства места воспользоваться не имеющимися в наличии ковриками и тряпочками, а специальной низкой лежанкой или толстым матрасиком со снимающимся верхним покрытием (чтобы стирать). Средние и крупные собаки растут быстро, поэтому не заводите "лежбище" размером с малыша. Каждый раз, когда щенок начинает устраиваться на отдых где-нибудь под креслом или на ковре, возьмите его на руки, отнесите к "Месту" и после соответствующей команды положите его туда. Приласкайте и повторите команду. Если пес пытается сбежать, придержите его, успокойте, и, когда он уляжется, похвалите. Можно угостить чем-нибудь вкусным. Если, после того как вы отошли от собаки, она осталась на Месте и спокойно уснула, то упражнение закончено. Если же щенок пытается сбежать с Места, то придется его каждый раз отлавливать и возвращать на Место. Проще добиться успеха, когда собака наигралась, нагулялась и наелась. Также следует отправлять щенка на место, когда он мешает. Важно, чтобы собака привыкла отдыхать именно на Месте, а не на диване или хозяйской кровати. Отучить взрослую псину лазить на диван и кровать неизмеримо сложнее, чем научить малыша. И хотя иной раз очень хочется, чтобы собака сидела рядом на диванчике и грела ваши усталые ноги, вспомните, что на другой чаше весов - грязные лапы, мокрые слюни и вездесущая шерсть, не говоря уже о том, что собака будет оказываться на диване или кровати в самые неподходящие для этого моменты. Приучение к туалету Есть два способа приучения щенка к чистоплотности. Способ №1 - не заставлять малыша терпеть, а выносить его во двор (на улицу) каждый раз, когда это необходимо. Обычно эта необходимость возникает сразу после сна, после игры и спустя некоторое время после кормежки. На улице следует найти чистое сухое место (лучше одно и то же) и выносить щенка туда, обязательно дожидаясь, пока он сделает свои дела. В таком режиме собака быстро привыкает "делать свои дела" на улице и начинает самостоятельно просится по мере необходимости. Если вы пропустили нужный момент, или щенок не удержался и "надул", все-таки вынесите его на улицу, чтобы не разрушалась связь между необходимостью в оправлении и местечком на улице. Если же этого не сделать сразу, щенок забудет о своем "проступке". Наказывать его спустя какое-то время бессмысленно. Второй способ применяют тогда, когда вынесение щенка на улицу для отправления потребностей представляется затруднительным. В этом случае надо завести длинный низкий ящик, наполненный гигиеническим наполнителем, песком, или в крайнем случае золой. Приучение к отправлению туалета в ящике происходит так же, как и в случае с выносом во двор. Наполнитель надо менять как можно чаще, чтобы избежать запаха. Постепенно, когда щенок научается "терпеть", его приучают к выгулу на улице. Команда "гулять" Когда щенок подчиняется хозяину и ведет себя дисциплинированно, его можно приучать к команде "Гулять". Для этого в малолюдном месте его надо спустить с поводка , подавая при этом команду "Гулять". Когда щенок почувствует свободу и начнет отбегать слишком далеко, его надо вернуть командой "ко мне", угостить вкусностью за выполнение команды. Затем снова отпустить на прогулку командой "Гулять". После нескольких пробежек щенка его следует подозвать и пройтись с ним без поводка, удерживая его рядом, а затем вновь взять на поводок. Команда "Ко мне" Команда "Ко мне" начинает отрабатываться, когда щенок хорошо усвоил свою кличку. Эта команда чрезвычайно важна. На прогулках, как бы далеко не убежал ваш щенок, куда бы ни запропастился, какая бы беда ему ни угрожала, команда "Ко мне" должна заставить его немедленно приблизиться к вам. Отработка этой команды требует от хозяина предельного внимания, терпения, ласки и настойчивости. Для щенка команда "Ко мне" должна быть связана со всякими приятными вещами - общением с любимым хозяином, лаской, кормежкой или просто вкусностью. Утром, когда щенок проснулся и его пора кормить, возьмите миску с завтраком в руки и обратите на себя внимание щенка, позвав его по имени. Когда щенок обратит на вас свое высочайшее внимание, ласково позовите " Уитни, ко мне" и вместе с этим поставьте миску на место, отведенное для еды. Когда собака направится к еде, повторите ласково "Ко мне" и при этом старайтесь заинтересовать пса кормом. Когда щенок подошел к миске, повторите "Ко мне" и дайте ему корм. В дальнейшем, при каждом кормлении подавайте команду "Ко мне". Отдавайте миску с едой только тогда, когда щенок приблизится к вам по вашей команде. Первое время имеет смысл подавать команду "Ко мне" вместе с именем щенка, затем постепенно переходить к одной команде "Ко мне". Однако проведения таких занятий только во время кормления недостаточно для усвоения команды. В перерывах между кормежкой, когда щенок не увлекся каким-нибудь занятием, когда он недалеко от вас и, еще лучше, следит за вами, надо ласково позвать его по имени и весело подать команду "Ко мне". При этом можно призывно похлопать себя по ноге или около себя по полу. Если щенок не подойдет или будет подходить вяло, повторите команду громче и покажите ему его любимую вкусность. Если же и это не поможет, начните быстро отодвигаться от щенка, подавая команду " Уитни, ко мне". Когда собака наконец подойдет к вам, поощрите ее лакомством и похвалите "Хорошо ко мне! Ай, молодец!" Подобные упражнения должны проводится каждый день до тех пор, пока собака не усвоит команду. В дальнейшем эта команда подается по мере необходимости, но ее выполнение обязательно надо поощрять похвалой и иногда лакомством. Если же вопреки вашим стараниям щенок не выполняет команду, и вы чувствуете, что занятие начинает ему надоедать и он устал, немедленно прекратите воспитательный процесс, займите щенка игрой или выведите на прогулку - одним словом, отвлеките его. После отдыха выберите минутку, когда он свободен от своих дел и развлечений, и энергично и весело подайте команду "Ко мне" . Подбежавшего щенка погладьте и угостите вкусностью. Подобные упражнения должны проводится каждый день до тех пор, пока собака не усвоит команду. Команда "Ко мне" требует безоговорочного выполнения, и лучше совсем не подавать команду, чем подать, но не добиться выполнения. Поэтому избегйте подавать команду "Ко мне", когда щенок чем-то занят и может не обратить на вас должного внимания. Команда ФУ! Одна из самых важных! Подрастающий щенок, как и взрослая собака, должен немедленно и безотказно выполнять команду "ФУ!" К четырем месяцам ваш щенок будет совершать огромное количество нежелательный действий - от энергичного разрывания носков и воровства еды со стола до подбирания отбросов на улице и облаивания незнакомых людей, в том числе детей, которых это может сильно напугать. Эти действия должны быть пресечены мгновенно. Для этого служит запрещающая команда "ФУ!". Она подается резким голосом, демонстрирующим недовольство хозяина, обязательно в момент совершения собакой проступка и одновременно сопровождается физическим воздействием , в виде шлепка, несильного удара рукой или прутиком по крупу, а если щенок на поводке, то несильным рывком поводка. Собака воспринимает "ФУ!" как наказание за совершаемый проступок. При выработке команды "ФУ!" надо исходить из следующих правил: 1. Нельзя подавать команду "ФУ!", если щенок не напроказил или совершил такой проступок, который им не воспринимается как недозволенное действие. Щенок должен понимать, за что сказано "ФУ!" и какое именно действие он должен прекратить. 2. Если ваш щенок не выполнил команду "ФУ!", надо добиться ее выполнения, повторив "ФУ!" более грозно и сопровождая это более ощутимым физическим воздействием, а иногда и применением силы. Например, если жертвой щенка стали носки, и по первой команде "ФУ!" щенок не перестал их рвать, более того, вошел в раж (довольно частая ситуация), то повторное "ФУ!" звучит более грозно, шлепок, получаемый собакой, более чувствителен, а носки обязательно отбираются, хотя бы для этого пришлось разжимать щенку челюсти. 3. Не подавайте команду "ФУ!" несвоевременно, то есть спустя какое-то время после совершения проступка. Щенок забывает о своих проделках почти сразу же, и наказывать его вечером, когда он радуется, что вы пришли с работы, за обгрызенные утром туфли, не только бессмысленно, но и вредно - он не понимает, за что ему попало, и это может привести к запугиванию. 4. Нельзя злоупотреблять командой "ФУ!" . Щенок может быть или запуган, или, что еще хуже, привыкнет к окрику и перестанет обращать на него внимание. 5. Не давайте собаке забыть об этой команде, даже если она ведет себя безупречно. В этом случае допустима провокация (например, любимая игрушка на диване, на который запрещено лазить) с последующим грозным "ФУ!". 6. Щенкам и взрослым собакам присуще стремление подбирать "еду" на улице. Это вызвано не голодом, а врожденной потребностью - именно так кормились их предки. Подбирание отбросов не только ослабляет дисциплину собаки, но и может привести к трагическим последствиям - если сьеден вредный или даже отравленный корм. К сожалению, примеры есть. 7. Отучить от подбирания отбросов можно несколькими способами - либо, заранее разложив "приманку", приправить ее чем-нибудь вроде горькой хины, что вряд ли понравится щенку, либо внимательно следя за поведением собаки и немедленно наказывая за попытки подобрать что-либо, также используются электрифицированные ошейники с дистанционным пультом управления - при попытке что-либо слопать на улице собака одновременно с командой "ФУ!" получает удар током. Команды "Сидеть, лежать" "Сидеть" - лучше всего приучать после того, как щенок основательно выгулялся. При этом вокруг должно быть как можно меньше отлекающих факторов. Запаситесь вкусностями - сыром или колбасой, порезанными на кусочки размером с ноготь, или мелким печеньем, они должны лежать в кармане так, чтобы их было легко достать. В правую руку возьмите лакомство, а левой слегка придерживайте щенка, чтобы он не мог убежать. Дайте понюхать вкусность и поднимайте ее над его носом так, чтобы он вслед за запахом поднимал голову. Как только вы почувствуете, что щенок вото-вот сядет, чтобы задрать голову повыше, слегка нажмите рукой ему на круп. Тут же следует дать лакомство и и похвалить - "Хорошо сидеть!" После трех-четырех упражнений щенок свяжет собственную позу, команду "Сидеть" и лакомство и быстро научится садиться по команде. Однако не следует производить это упражнение много раз подряд - это может надоесть щенку, он устанет и от этого могут начаться нежелательные срывы. Постепенно следует увеличивать время, проведенное щенком в сидячем положении - т.е. вкусность дается не тогда, когда он только сел, а немного погодя - в пределах минуты, не более. При этом хозяин отходит сначала на шаг, потом на два и т.д. Попытка собаки встать и идти за ним пресекается новой командой "Сидеть". В идеале следует добиться, чтобы собака оставалась в сидячем положении до тех пор, пока хозяин не отменит команду. Посадите щенка командой "Сидеть" и сделайте небольшую выдержку. После этого, опустившись на колено, лицом к щенку, заинтересуйте его лакомством, которое находится в вашей правой руке. Когда щенок потянется за ним, придержите его левой рукой за холку, а правую руку опускайте вниз, как бы приглашая щенка пригнуть голову к земле. В начале этого жеста подайте команду "Лежать" и, как только щенок ляжет, сейчас же дайте ему заработанную вкусность и похвалите "Хорошо лежать". При отрабтке этой команды жест, приглашающий щенка лечь вслед за лакомством, надо сочетать с движением щенка и, как только он начнет ложится, закончить его более энергично и этим как бы довести щенка до положения "Лежать". Следите, чтобы собака не заваливала в положении лежа круп нп сторону, а поджав задние ноги под себя, принимала бы позу сфинкса. Заваленный круп надо поправлять левой рукой. Когда достигнуто безотказное выполнение команды, можно начинать отрабатывать выдержку - так же, как с командой "Сидеть". "Вменяемая собака" "Вменяемая собака" - многие из нас пользуются этим термином, вкладывая в него более или менее одинаковый смысл. Собака, послушная хозяину, управляемая в абсолютном большинстве ситуаций, ведущая себя достаточно предсказуемо, не склонная к внезапным приступам непослушания, адекватно реагирующая на происходящее вокруг ( людей, животных, машины и т.д.), и сохраняющая при всем при этом свою неповторимую индивидуальность в поведении и реакциях - вот такую собаку мы называем "вменяемой". При этом речь идет не о дрессированной собаке, а о воспитанной - см. определения в Примечаниях. Зачем нужна именно такая собака? "Вменяемая собака" - настоящее сокровище. Она доставляет хозяину радость, не причиняя при этом неприятностей, не вызывая никаких нареканий со стороны окружающих - одним словом, не доставляя физических и моральных неудобств. Более того, в нынешнем сложном, "антисобачьи" настроенном обществе, "вменяемая собака" - единственно возможный вариант сосуществования "собачников" и "бессобачных", особенно при имеющейся высокой численности гавкающего населения городов и отсутствии законов, регулирующих отношения "человек-собака". Любая собака имеет запас энергии, которую необходимо к чему-то приложить. "Вменяемая собака" использует эту энергию исключительно в приемлемых для окружающих, "мирных" целях, работая (как, например, пристроенные "к делу" охотничьи собаки или псы, участвующие в спортивных состязаниях), выполняя как команды, так и просто забавные трюки, которым она обучена , и явно наслаждаясь своими умениями. Более того, хорошо воспитанный пес, за счет того, что его энергия находит выход, а его способности - применение, отличается завидным душевным и психическим здоровьем и уравновешенностью, он уверен в себе. Невоспитанные же особи, чьи возможности не используются, а энергия не находит выхода, частенько ведут себя в большей или меньшей степени плохо, особенно в одиночестве, капризничают, "спорят" с хозяином, причиняют неудобства, а то и покусы как своим, так и чужим людям, могут становится неуравновешенными; иногда дело доходит до неврозов, фобий, а то и прострации - а это уже настоящее заболевание. Причина - невостребованность способностей собаки и ее нерастраченная энергия. Есть и еще кое-что. Давно известно, что живое существо, от новорожденного крысенка до человеческого ребенка, испытывает не только физический голод, но и информационный, и эмоциональный. Чем лучше и чаще этот "голод" утоляется (в разумных пределах, конечно), тем более развитой и сложной становится вся система получения и обработки информации, идущей из окружающего мира. Человеческий ребенок, щенок или любой другой детеныш, которых часто берут на руки, с которыми общаются, развиваются быстрее и более полно используют заложенные природой способности, чем их собратья, лишенные постоянного поступления таких раздражителей. Существует даже специальный термин - сенсорная депривация - которым называют последствия нехватки ощущений (тактильных, визуальных, эмоциональных и т.д.) и информации. Подверженные сенсорной депривации животные (и люди в том числе) развиваются медленнее, чем их не обделенные "пищей для ума" собратья. Таким образом, собака, с младых когтей получающая воспитание (т.е. ту самую сенсорную и эмоциональную информацию), заведомо более умна и развита, чем ее собрат, не получающий воспитания. А кому ж не хочется иметь самую умную псину? Итак, с всесторонней необходимостью воспитательного процесса мы вроде бы разобрались. Как же получить это сокровище - воспитанную, "вменяемую" собаку? Естественно - воспитать самому. Вопрос только в одном - как это сделать? Попробуем бегло осветить некоторые, далеко не все, моменты этого процесса. Главное в воспитании - наш собственный подход к процессу. Речь идет не о различных школах дрессуры, а нашем внутреннем отношении к необходимости прилагать немалые усилия к воспитанию той или иной псины, осуществлять некое "насилие" над ней, поминутно задумываясь под влиянием книг и разговоров с другими собачниками: "а оно мне надо?". Здесь, к сожалению, чрезвычайно широко распространены "мифы и легенды опытных собаководов". Приходилось ли вам слышать и читать в книгах и периодике соответствующей тематики следующие постулаты (перечислены далеко не все "мифы и легенды", циркулирующие в мире любителей (а то и профессионалов) собаководства, однако этот перечень в целом отражает направленность мысли многих из нас.): 1. Существуют породы, которые не дрессируются по определению, такова специфика их характера (например, шарпеи, таксы, чау-чау и т.д.). 2. Старая собака не может научиться новым командам. 3. Собаку декоративной породы не нужно обременять знаниями команд (мальтез, берущий барьеры - ха-ха). 4. Некоторые породы не нужно дрессировать, с возрастом они сами узнают все необходимое и начинают вести себя строго определенным, необходимым для хозяина образом (например, бладхаунд и некоторые другие породы). 5. Собака, которую много и успешно дрессируют, теряет индивидуальность в своем поведении и ведет себя как машина, строго подчиняясь командам хозяина (такое часто говорят, например, о немецких овчарках). 6. Все умственные и физические качества собаки заложены от рождения и изменению и серьезной корректировке не поддаются. 7. Собака выучила несколько команд (или даже сдала ОКД) - все в порядке, можно оставить ее в покое на всю оставшуюся жизнь 8. Прогулка с собакой есть время, отведенное отправлению физиологических надобностей собаки. 9. Любой кинолог может быть дрессировщиком. Так вот, все выжеизложенное - Н Е В Е Р Н О !!! Попытаемся так же, по пунктам, обьяснить свою точку зрения. 1. Не бывает пород собак, неспособных обучаться - это противоречит и опыту со здравым смыслом, и законам биологии. По-настоящему опытные дрессировщики уверенно утверждают - практически ЛЮБАЯ собака не только может, но и любит работать, делать то, что у нее хорошо получается, что нравится ее хозяину и вызывает у него наплыв положительных эмоций, немедленно передающихся собаке (не говоря уже о том, что любой пес любит, когда хозяин просто обращает на него внимание). Другое дело, что разный склад собачьих характеров и личностных установок требует разного подхода к обучению, комбинирования разных методик, но практически никогда этот самый "разный" подход не усложняется до уровня докторской диссертации. Т.е. он вполне исполним для каждого владельца собаки. В сложных случаях, конечно, может понадобиться совет профессионала или даже зоопсихолога, и, возможно, примерный план действий, однако ничего невыполнимого в этом нет. 2. Хотя у собак с возрастом реакция торможения начинает преобладать над реакцией возбуждения, происходит это смещение очень медленно и не достигает "критических значений", а потому, хотя обучение "пенсионеров" может занять больше времени и терпения, оно вполне возможно. Более того, "упражнение мозгов", коим и является, по сути, воспитание, повышает тонус и улучшает качество жизни собаки, продлевает активный период деятельности, а потому оно не только возможно, но и желательно. В каком-то смысле можно сказать, что строго дозированные в соответствии с физическим состоянием "уроки воспитания" могут продлить пожилой собаке срок ее активной жизни. 3. Собаки декоративных пород - активные и деятельные животные, отнюдь не жалующиеся на нехватку ума и энергии. Более того, часто они проявляют недюжинной силы характер (владельцы той-терьеров, чихуахуа и прочих "сильных, но легких", подтвердите!). Особенной энергичностью отличаются терьеры и их потомки - кто не слышал о храбрости (наглости?) йоркширских терьеров, казалось бы, способных справиться с "оппонентом" только путем перекрывания тому дыхательных путей собственным изящным тельцем. Сила их духа впечатляет. И все это духовное богатство живет на диване. Но не нужно заставлять собаку, только из-за того, что она маленькая и услаждает хозяйский взор, ограничивать этим диваном все свои устремления. Конечно, нет смысла принуждать "малышей" проходить курс защитно-караульной службы, однако адаптированный к их размерам и возможностям общий курс дрессировки реален и желателен. В крайнем случае, если хозяева уж совсем не хотят напрягаться, можно научить комнатную собачку какой-нибудь ерунде типа "змейки", "служить" и т.д. и часто это повторять - затрачивая собачью энергию и получая ту самую уже упоминавшуюся востребованность способностей и "упражнение мозгов". Более того, обучение маленькой, но норовистой собачки приносит несомненную пользу авторитету хозяина - не секрет, что эти представители "лучших друзей человека" часто имеют собственное представление о том, кто в доме (а то и на улице) хозяин. Терпеливое воспитание со щенячьего возраста исключает такого рода проблемы, а во взрослом состоянии помогает скорректировать уже сложившееся положение вещей. 4. Воспитанию и дрессировке подлежат абсолютно все породы, и ни одно животное не наследует знание всех правил поведения в окружающем мире. Собака, хотя и наследует определенные поведенческие стереотипы, большинству жизненных правил УЧИТСЯ (у собратьев и человека), используя врожденные механизмы как базу или инициатор действий. Тем более, что собака - очень развитое животное, у него очень велика роль индивидуальных решений при исполнении врожденной программы действий. Рассказать подробно о соотношении врожденного и приобретенного в поведении здесь нет возможности (хотя очень рекомендую литературу по зоопсихологии и неувядающего Конрада Лоренца), однако суть ясна - без накопления индивидуального опыта никакое животное не может нормально существовать. Для собаки индивидуальный опыт - это личные впечатления плюс воспитательные действия человека. Чем больше последнего - тем больше "информационный багаж", на основе которого собака строит свое поведение, и тем "умнее" она будет вести себя. Не зря пожилые, опытные псы, имеющие за плечами массу впечатлений, в том числе "учебных", ведут себя явно сложнее и "мудрее" молодых, наглых, сильных, но неопытных соплеменников. 5. Существует громадная разница между умной, многому обученной собакой, работающей в охотку и с удовольствием, и несчастным, замученным неумной и неуемной "воспитательной" деятельностью человека существом, боящимся не исполнить волю хозяина, но при этом не понимающим, то тому от него нужно. Зачастую последние - это "сломанные" животные, потерявшие ориентиры, выполняющие упражнения и команды хозяина под угрозой наказания, не смеющие проявить свою индивидуальность. Причина этого, повторюсь, неправильные действия человека. Помочь таким собакам, вернуть им радость жизни и удовольствие от работы, как правило, можно, но для этого нужно много времени и сил. Эти несчастные никак не могут служить образцом обученного, воспитанного животного. 6. От рождения, наследственности в личности животного зависит очень многое, но не все. На формирование собачьей личности влияют очень многие моменты. Самыми важными, часто недооцененными в "бытовой" кинологии факторами являются импринтинг, или запечатление (см. примечание), и социализация собаки. Применительно к нашей теме импринтинг имеет значение для образования правильных связей между а) человеком-хозяином и собакой, и б) собакой и ее соплеменниками. Слишком ранний отьем щенка от матери и братьев-сестер (менее чем через 25-30 дней после рождения) может привести (и иногда приводит) к формированию отношения собаки к хозяину как к родителю. В этом случае собака, во-первых, может навсегда остаться щенком "психологически", проявлять даже в зрелом возрасте черты детского поведения (инфантилизм) - например, до взрослого возраста писаться от радости или страха, а во-вторых, будет иметь проблемы в общении с соплеменниками, т.к. человек не может научить ее правильному обращению с ними (отсутствие наглядного примера в лице матери и однопометников исключает правильную социализацию). Иногда встречающееся неумение кобелей вести себя с суками и щенками часто вызвано именно этим фактором. Такая собака считает себя человеком среди людей. Другой вариант, тоже не очень симпатичный - слишком позднее переселение собаки из общества себе подобных в общество людей и отсутствие или ограниченность контакта с человеком до того. Такая собака может хорошо относиться к хозяину, но глубокой эмоциональной связи с ним не имеет (импринтинг не включает человека вообще), пребывает в значительной мере "сама по себе", не слишком хорошо обучается правилам поведения в доме, зато умеет общаться с другими собаками, ведь социализация произошла (классический пример - частые сложности со взятыми с улицы щенками и "подростками", ведь их поведение формировалось под воздействием окружающей среды и без воздействия человека). И тот, и другой вариант усложняют достижение гармонии в отношениях хозяина и его собаки, они должны обязательно учитываться будущим владельцем при приобретении щенка. Говоря простыми словами - покупая собаку, убедитесь, что щенок с момента рождения имел контакты не только с мамой и собратьями, но и с человеком. Все это в дальнейшем упростит достижение идеала - "вменяемой собаки". 7. Воспитание собаки - процесс, длящийся всю жизнь животного, заключающийся не только в изучении нового, но и в повторении и закреплении уже изученного. Энергия и способности собаки должны реализовываться постоянно. Таким образом, единожды заученная команда (или несколько) еще не делает собаку воспитанной и беспроблемной. Только регулярное применение полученных знаний и усвоение новых дает "на выходе" вменяемую собаку. 8. Следует различать выгул собаки и ее прогулку. Выгул - непосредственное отправление физиологических надобностей, занимающее пять минут или чуть больше, если вы - счастливый владелец кобеля. Но это - не единственное дело, ради которого человек с собакой выходит на прогулку. Очень важно дать собаке физическую нагрузку - походить или побегать. Однако не следует забывать и о потребности собаки в получении впечатлений и информации. Один из способов совместить все три задачи - прогулка в компании (именно прогулка, а не стояние на одном месте за разговорами). В процессе такого выгула человек волей-неволей дает собаке возможность основательно сделать все свои "дела" (а не слегка уменьшить "давление в котле"), пообщаться с друзьями-собаками и обменяться новостями, поиграть, побегать, выполнить ряд упражнений (вроде "ко мне", "рядом", "барьер", конечно же, "апорт" и т.д.) 9. В последнее время огромное количество людей предлагает свои услуги в качестве дрессировщиков, причем сразу по нескольким курсам - от ОКД до подготовки собак-проводников слепых. В качестве образования такие дрессировщики часто называют окончание курсов кинологов. Диплом об окончании кинологических курсов не делает человека дрессировщиком - говорю это как выпускница таких курсов, причем с "красным дипломом". Особо стоит заметить, что воспитание собаки начинается с воспитания владельца, и если приглашенный вами дрессировщик работает только с собакой, (а не сначала с вами, а потом уже с вами и собакой), то эффективность таких занятий сомнительна. (Конечно, в данном случае мы говорим о собаке в домашнем содержании, а не о собаке, состоящей "на службе" - типа розыскных в милиции, собак-спасателей, специалистов по поиску взрывчатки и наркотиков и т.д.) В общем, будьте бдительны. Таким образом, очевидно, что воспитание собаки требует усилий, как умственных, так и физических, но щедро окупается положительными эмоциями от общения с животным, гордости за него перед окружающими - как на выставках, так и просто на улице. Причем радость и гордость хозяина передается собаке, она еще больше старается и с еще большим удовольствием работает, тем самым еще больше радуя человека. А насколько выше уровень "престижности" такой собаки, чем у ее невоспитанных или рвущих-все-живое собратьев! Ведь купить дорогую, злобную псину может всякий, были бы деньги, а для воспитания требуется намного больше. Так же очевидно, что самые главные помехи процессу воспитания - несерьезное, дилетантское отношение человека и его безответственность. Содержание любого животного требует знаний, причем во вполне достижимых обьемах. Собственная, обоснованная, подтверждаемая и расширяемая изучением предмета точка зрения - лучшая защита от часто безграмотных, а иногда просто вредных советов и мнений со стороны. Ведь если хозяин знает историю породы и особенности строения, к примеру, того же шарпея, никто не сможет убедить его, что это бойцовая собака - ведь ни исторические данные, ни характерные особенности этой породы наличия такого прошлого не подтверждают. Требования хозяина к своей собаке должны быть разумными, и собака откликнется на них с полной отдачей, работая, радуя и радуясь сама. На фотографиях - участники показательных выступлений: среднеазиатская овчарка Кюртан Бархан (вл. Зубцова), немецкая овчарка Дракк (вл. Антипов), шар-пей Мона Лиза (вл. Кобзев). С блеском выступившие собаки подготовлены на учебно-дрессировочной площадке "Сириус" клубом "Параллельный мир". Примечания: • Воспитание - целенаправленная и методическая деятельность человека по формированию темперамента и социальных норм поведения, соответствующих целям и задачам использования собаки. • Дрессировка - род деятельности человека по формированию у животных поведения, необходимого в хозяйственных и иных целях. • Импринтинг - буквально "впечатывание" - процесс научения, позволяющий животному усвоить на всю жизнь, какими являются его родители, соплеменники, половые партнеры. Имеет критический, или сенситивный, период - у собак примерно с третьей по восьмую недели жизни. • Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Что такое хэндлинг и кто такой хэндлер Судя по истории развития выставок, хэндлинг начал формироваться очень рано, а в процессе совершенствования правил проведения выставок, экспертизы, развивался и совершенствовался и хэндлинг. Ведь хэндлинг - это система профессионального выставления собак в экстерьерных рингах, а также подготовка к ним. Сам же хэндлер - это человек, руководяший собакой, показывающий ее в ринге перед экспертом. Профессиональным хэндлером стать не так легко, как считают зрители, а иной раз и "крутые" собачники, видя красивый легкий бег, спокойные и четкие движения, а также гордо выступающую собаку. Многие начинают говорить: "что там - с собачкой побегать, зубки показать - я тоже так могу". Но почему-то все больше хозяев доверяют своих собак настоящим хэндлерам. Ведь он правильно и красиво представит собаку в выставочной стойке, покажет ее в свободной и правильной рыси, а то и скроет небольшой недостаток (который не играет роли в племенном разведении, но может повлиять на решение эксперта при сравнении двух лучших собак), обязательно покажет ее достоинства, нередко физически и косметически подготовит ее к рингу (стрижки, тримминг). Хорошему хэндлеру, который действительно знает свое дело, приходится работать с разными породами: от крохотного чихуа-хуа и японского хина до сенбернара, дога и мастифа. А ведь у них все разное - размеры, движения, породные признаки, недостатки, и характеры тоже! Некоторые хэндлеры выставляют только охотничьих, служебных, декоративных собак или только немецких овчарок. Но увы, чтобы правильно подготовить и выставить собаку, нужно не только хорошо знать теорию, а еще и иметь хоршую физическую подготовку. Не каждый человек сможет провести целый день, а то и два-три, на выставке, выставить собаку, а иногда и не одну, да еще и побегать в ринге минуть 30-40 быстрой рысью рядом с доберманом, ротвейлером, овчаркой или другим служебником или охотником, для которого требуется хорошая выдержка и физ. подготовка, а это можно проверить только в беге рысью. Также совершенно необходима практика и опыт, приобретенный большей частью в рингах. Ну а если Вы все-же решили выставлять собаку сами, то есть несколько советов по одежде и амуниции, что совсем немаловажно. Одежда хэндлера и амуниция собаки. Одежда хэндлера должна составлять контраст цвету собаки (если собака белая - то одежда темная, но ни в коем случае она не должна давать оттенок шерсти собаки), лучше всего противоположные, но не кричащие цвета. Не стоит одевать юбку и высокий каблук к средней или крупной собаке, она уместна только к миниатюрным породам, с которыми нужно идти неторопливым шагом. Для других пород больше подойдут легкие брюки, туфли (босоножки) на низком ходу, верх - блуза, но не стоит, чтобы на ней был большой лохматый воротник, которым могут заинтересоваться собаки. Волосы стоит уложить и аккуратно подобрать, чтобы они не мешали в работе. Особый случай - служебные собаки, особенно, если это чемпионат и предвидится хорошая пробежка. Тогда уместен спортивный костюм и кроссовки, но так можно выставлять и на выстаавках, где пробежка не предвидится, и на "бестовых" рингах, где экспертиза несколько отличается от экспертизы на экстерьерных рингах. Например, немецких овчарок довольно часто выставляют, одев спортивный костюм и кроссовки. Не меньше внимания стоит уделить и амуниции вашей собаки. Запрещается выставлять собак в парфорсах (строгий ошейник), нежелательны также кожаные ошейники - из-за них не видно линии шеи собаки, изгиба, шея визуально становится короче. Выставочной амуницией являются ринговки, цепочки-удавки и полуудавки, а также поводок (кожаный, цепочка) длиной 1 м, у немецких овчарок - 1.5-2 м (т.к. собака двигается впереди хэндлера). На ринговках выставляются коккеры, пудели, мелкие породы, чау-чау и терьеры. Особенные цепочки покупаются для доберманов - это удавка с средними звеньями, длина удавки подбирается так, чтобы она лежала на груди собаки (у основания шеи - на холке), для немецких овчарок подбирают удавки с крупными звеньями. А главное выставляющий собаку человек должен меньше суетиться на ринге, внимательно прислушиваться к указаниям эксперта, и поменьше нервничать, иначе Ваша собака испугается, потеряется, предстанет перед экспертом зажатой и запуганной - и прощай первое место... Вам пожмут руку и скажут: "Free!, Good bye!" Солохина Дарья, дипломированный хэндлер РКФ. (тел. 095/773-50-80) Отзываться на кличку Кличку щенок запоминает очень быстро, особенно если она короткая и звучная.К примеру, вашего щенка вы решили назвать Джерри. Утром, как только щенок проснулся и завозился на своей подстилке, ласково назовите его по имени " Джерри, Джерри". Как только щенок обратит внимание на ваш голос и кличку, приласкайте его и снова назовите по имени. И так, в течение первого дня, при каждом удобном случае обращайте на себя его внимание кличкой Джерри и обязательно ласкайте его, поглаживая по спинке и произнося имя Джерри. Лучше всего это проделывать, когда щенок только что проснулся или занялся каким-нибудь делом (прогулкой или игрой - ведь для него это и есть дело), и на это время забыл о вашем существовании. Напоминая о с
|